Такая работа: триумфатор Всероссийской Универсиады из МГТУ им. Баумана

Сегодня мы открываем новую рубрику, в которой мы будем знакомить наших читателей с самыми яркими и успешными тренерами, работающими в столичных вузах.

Откроет нашу рубрику триумфатор прошедшей минувшим летом IX Всероссийской летней Универсиады – наставник сборной Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана по спортивному ориентированию, мастер спорта и Заслуженный тренер СССР Владимир Жердев, работающий в столичном вуза уже более 30 лет.

В интервью для официального сайта МРО «РССС» Владимир Петрович рассказал о своих принципах в работе с командой, главных составляющих успеха сборной МГТУ им. Баумана на Универсиаде-2024 и основных целях в своей карьере. 

– Владимир Петрович, конечно же, начнем нашу беседу с главного события нынешнего года в российском студенческом спорте – Всероссийской летней Универсиады – и выступления вашей команды на ней. Какие задачи изначально вы ставили перед своими подопечными на Игры-2024 и была ли у вас перед тем, как отправиться в Башкирию, внутренняя уверенность в том, что сборная МГТУ им. Баумана сможет стать сильнейшей командой по итогам соревнования по спортивному ориентированию?

– Мы обсуждали перспективы команды на Универсиаде в том числе и с руководством МРО «РССС», и я отмечал, что уровень конкуренции на турнире в Башкирии будет очень высоким. Сложно было прогнозировать итоги соревнований, так как за два года составы команд серьезно обновились. Ставили задачу минимум – быть в четверке лучших команд в общем зачете, но конечно, ехали на Универсиаду с мыслями о том, чтобы стать первыми. Если посмотреть на результаты двух предыдущих турниров в рамках Универсиад, в верхней части командного зачета была серьезная плотность и незначительные отрывы сборных друг от друга. Поэтому мы понимали, что вряд ли в Башкирии одна из команд будет на голову сильней остальных.

– Все три медали МГТУ им. Баумана на Универсиаде-2024 были завоеваны представительницами женской команды. Остался ли у вас осадок от того, что мужская сборная не смогла добыть награды в Башкирии?

– Конечно, я хотел бы, чтобы все мои подопечные уехали из Башкирии с медалями Универсиады. Но это спорт – сегодня ты без наград, завтра ты на пьедестале. Результаты Универсиады не говорят о том, что женская сборная на голову сильней мужской. У парней ряд наших студентов также был близки к завоеванию медалей. У нас молодая команда, и у многих спортсменов на студенческом уровне все еще впереди.

– На Всероссийской летней Универсиаде 2022 года сборная МГТУ им. Баумана по спортивному ориентированию финишировала на четвертой строчке в командном зачете. Жило ли в вас эти два года желание отыграться за результат, показанный в Ульяновске на восьмых летних Играх?

– Таких амбиций и желаний лично у меня не было. Я работаю на ребят: на то, чтобы они прогрессировали, улучшали свои личные результаты и получали удовольствие от спорта, а медали и победы при правильном подходе к делу обязательно придут. Главное, чтобы мои подопечные по ходу своей карьеры реализовывали свои желания и амбиции. Мы ставим совместные цели и стараемся к ним идти. Я горжусь тем, что наши мастера спорта успешно совмещают свою карьеру с учебой и большинство из них оканчивают вуз с красным дипломом. Это самая большая победа. 

– Считаете ли вы, что даже в таком индивидуальном виде спорта внутри команды должен быть лидер, способный вести за собой партнеров по команде и быть для них примером?

– Думаю, в любой команде должны быть лидеры, на которых другие будут равняться. Как минимум, это усиливает конкуренцию внутри сборной, а соответственно, и дает стремление к росту.

Команда – это не сборище индивидов, а коллектив единомышленников. Каждый должен болеть друг за друга и помогать друг другу. Без правильно атмосферы внутри команды вряд ли можно ждать хороших результатов.

– Тяжело ли вам приходится в процессе комплектования состава эстафетной команды или в целом сборной на тот или иной турнир? Нет ли опасения относительно того, что ваши решения могут обидеть или  даже подломить морально того или иного спортсмена?

– Вы правы, принятие решений при комплектовании состава – одни из самых сложных в работе тренера. Что касается выбора спортсменов для участия в эстафете, я стараюсь придерживаться одной тактики: двух человек я определяю сразу, а третий получает место в трио по результатам выступления в индивидуальных гонках. Мои подопечные это знают, поэтому для них сюрпризов здесь нет.

Конечно, есть риски обидеть спортсмена или подломить его морально, не включив в состав на ту или иную гонку. Но я стараюсь общаться со своими подопечными и объяснять им свои решения. Ребята с пониманием относятся к таким ситуациям.

– Вы часто практикуете личные беседы со своими подопечными?

– Да эта практика очень важна. Тем более, если у спортсмена наблюдается спад в результатах или же эти результаты нестабильны: нужно постараться разгрузить его психологически, где-то подбодрить, где-то найти стимул для того, чтобы идти дальше.

– Нередка практика, когда тренеры, понимая важность подобных бесед, прибегают к литературе по психологии, используют опыт специалистов в подобных ситуациях. Вас можно отнести к таким тренерам?   

– Я использую свой тренерский опыт, плюс, в таких ситуациях мне очень помогает мое образование, полученной в Московской государственной академии физической культуры. Знание психологии человека – это одно из важных составляющих в работе любого тренера.

– Вы можете назвать себя требовательным тренером? И как вы относитесь к нарушению дисциплины вашими подопечными?

– Я бы не отнес себя к жестким и требовательным тренерам. Это студенческий спорт, где спортсмены не получают деньги, и в такой ситуации я не имею право требовать от них чего-то. Мы вместе определяем для спортсмена промежуточные цели и вместе к ним идем. Я могу только заинтересовать студента, объяснить, что открывает спорт для них, но никак не требовать от них каких-то результатов.

– Можете вспомнить самый яркий поступок, подарок или какие-то слова от ваших подопечных по отношению к вам?

– Нет, что-то одно я вспомнить не могу. Но мне всегда искренне приятно, когда мои бывшие подопечные вспоминают обо мне: поздравляют с Днем рождения или просто звонят поинтересоваться, как складывается моя жизнь. Для меня никогда не было разделений на любимых и нелюбимых подопечных, в процессе работы тренером я ко всем стараюсь относиться одинаково.

– Что стало вашей главной победой в тренерской карьере?

– Я считаю, что это получение хорошего образования и знаний, которые помогают мне в работе по сей день. 

– На данном этапе своей тренерской карьеры можно ли сказать, что вы ей полностью довольны?

– Я занимаюсь тем делом, которое мне нравится. Бывали радостные дни, бывали неудачи, но я никогда не разочаровывался в своей профессии и в своем виде спорта. Ко всем неудачам нужно правильно подходить: анализировать свои промахи, искать моменты, в которых ты должен прибавить и идти вперед.